Количество массовых весенних деформаций

Дороги Украины

В случае усовершенствованных типов покрытий, способствующих повышению скорости оттаивания по оси дороги, процесс отжатия воды из грунта дорожного полотна в песчаное основание наблюдается более интенсивный, чем, например, при щебеночных шоссе. Между тем скорость оттаивания грунта на обочинах, в обоих случаях при равных условиях остается одинаковой. Отсюда при усовершенствованных типах покрытий создаются более благоприятные условия для переувлажнения песчаного основания и непосредственно подстилающего грунта. Поэтому, как уже указывалось, в последние 10-12 лет количество массовых весенних деформаций, особенно при усовершенствованных типах покрытий, резко увеличилось, главным образом вследствие: 1) сильно возросших нагрузок и скорости автомобильного движения и 2) отсутствия надлежащих устройств для выпуска воды из песчаных оснований. Для осушения песчаного основания необходимо установить, какое же количество воды в весенний период отжимается в него в зависимости от местных естественноисторических условий. Благодаря обобщению накопленного материала по водному режиму земляного полотна создалась возможность произвести районирование по притоку воды в л/сутки с площади дна корыта в 1 м2, что и было сделано в ДОРНИИ с учетом климатических, почвенно-грунтовых и гидрогеологических условий местности, заселенности и условий поверхностного стока.

Пользуясь данной схемой районирования, можно установить значение для любого района и конкретных условий данного участка. Например, для района гор. Харькова при пылеватых подстилающих грунтах и глубоком залегании уровня грунтовых вод, нулевом профиле земляного полотна, открытой местности и обеспечении поверхностного стока оно составляет менее 1 л/сутки, для района Москвы — около 2.5 и Ленинграда — свыше 3 л/сутки.