Крепь из чугунных тюбингов

Техническая строительная документация

С 1850 г. крепь из чугунных тюбингов стали применять в Германии при проходке стволов бурением. Это были кольца сначала диаметром 3,65 м, а затем 4,45 м. До первой мировой войны чугунными кольцами было закреплено 80 стволов (в основном во Франции и в Бельгии), пройденных бурением по методу Кинда — Шадрина.

В 1855 г. чугунные тюбинги начали применять в Германии при проходке стволов по водоносным породам с выемкой породы вручную.

В первый период применяли тюбинги английского типа (с наружными фланцами). Возведение крепи производилось следующим способом.

Ствол углубляли на величину заходки (8- 15 м), сооружали опорный башмак и снизу вверх возводили тюбинговую крепь.

Затюбинговое пространство заполняли породой и растительным грунтом.

С 1862 г., наряду с описанным способом, начали применять способ возведения крепи сверху вниз по мере углубки забоя. При этой технологии спускаемые в ствол тюбинги присоединяли к ранее возведенной крепи болтами.

После углубки ствола на величину заходки сооружали опорный башмак, а закрепное пространство тампонировали цементным раствором. В 1876 г. чугунные тюбинги были применены для крепления стволов калийных шахт.

С этой целью фирма «Ханиэль унд Люг» сконструировала новые тюбинги, отличающиеся от прежних внутренним расположением фланцев, высокой точностью обработки бортов и применением для уплотнения швов свинцовых прокладок.

В дальнейшем тюбинговая крепь претерпела конструктивные изменения в части основных размеров сегментов, толщины и формы спинки.

До начала первой мировой войны в Германии чугунными тюбингами было закреплено (не считая стволов, пройденных бурением) около 350 стволов общей протяженностью 25,5 км. Крепь из чугунных тюбингов в Европе и до сих пор имеет широкое применение.

В тюбинговая крепь впервые была применена в 1928 г. при проходке стволов Соликамского калийного комбината. В дальнейшем эта крепь получила широкое распространение при строительстве Московского метрополитена им. В. И. Ленина.