Методы стабилизации связности грунта

Дороги Украины

Это верно только для грунтов, находящихся вне сферы чередования замораживания и оттаивания. Грунты в верхней части земляного полотна не могут полностью сохранить структуру, приданную им при уплотнении, если только не удастся увеличить их сцепление настолько, что оно достигнет критического давления, при котором разбухание грунта сделается невозможным (для глинистых грунтов 0.65 кг/см2). Следует заметить, что чем более мы уплотним грунт земляного полотна, особенно если увеличим, кроме того, его связность введением цементирующих материалов, тем более вероятно, что он не будет разбухать. На этом, в частности, основано применение гигроскопических солей и стабилизирующих добавок в виде извести, цемента, битума или гидрофобизирующих присадок типа, например, абиетиновой кислоты, делающей грунты невосприимчивыми к воде. Указанные методы стабилизации связности грунта требуют, разумеется, дополнительных расходов, но при известных обстоятельствах они могут окупиться экономией на дорожной одежде, в частности из дорогих каменных материалов. Без применения стабилизирующих материалов уплотнение в большинстве практических случаев может гарантировать, при надлежащем его проведении, только отсутствие вредных остаточных деформаций. В настоящее время можно считать установленным, что уплотнение верхних слоев насыпи в пределах их промерзания и распространения давлений от тяжелых транспортных единиц до 0.90-0.95 от так называемого стандартного уплотнения устраняет опасные остаточные деформации усовершенствованных, облегченных и капитальных покрытий, но без принятия указанных мероприятий не гарантирует от разуплотнения при зимнем перераспределении влаги. Поэтому вторым весьма существенным фактором улучшения качества земляного полотна является регулирование водного и теплового режима, которое позволит максимально ограничить увлажнение верхних слоев земляного полотна.