Характер распределения влажности по глубине

Дороги Украины

Относительная влажность нижней части земляного полотна достигала 100%, и грунты, расположенные под прослойкой, находились в состоянии текучести. Наблюдениями весной 1946 г. установлен аналогичный характер распределения влажности по глубине, что отчетливо видно из рассмотрения, а именно: относительная влажность грунта верхней части земляного полотна на контрольном участке изменялась в пределах 100-150%, между тем как на участке с гравийной прослойкой — в пределах 70-83%. На первом участке на глубине 45-60 см наблюдалось значительное количество ледяных линз и прослоек. На участке же с прослойкой ледяные линзы, а чаще иней, были обнаружены лишь на контакте гравий — подстилающий грунт, причем на нижней поверхности гравия в слое высотой до 2 см также легко можно было заметить иней. Это обстоятельство указывает на конденсацию водяных паров, переместившихся, по-видимому, снизу. Однако сравнительно малое, как и следовало ожидать, количество инея не могло вызвать при оттаивании разрушения дорожной одежды. Обращает на себя внимание, что непосредственно под прослойкой, как и ранее, относительная влажность грунта в мерзлом состоянии достигала 150%. Высокая влажность грунтов верхней части земляного полотна на контрольном участке послужила причиной появления на покрытии через несколько дней после их оттаивания упругих деформаций с образованием многочисленных трещин.

На участке с прослойкой покрытие в течение уже 11 лет находится в отличном состоянии. Вскрытиями гравийной прослойки, произведенными в 19-±7 г. в нескольких местах, установлено, что она отлично сохранилась. Мох в значительной степени перегнил, но сохранил свою противозаиливающую способность. Между тем в течение всей Великой Отечественной войны число машин, передвигающихся по дороге, достигало нескольких тысяч в сутки.